НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА
– нидерландские мастера контрапункта, едва ли не впервые создавшие музыкальное искусство (срв. Английская школа) и во всяком случае впервые достигшие в нем технического мастерства и доведшие его до такого процветания, перед которым мы и поныне останавливаемся в изумлении, как перед готическими соборами средних веков. Подобно тому как с 1600 по 1700 Италия, а затем Германия, так в эпоху между 1450 и 1600 – Нидерланды были центром всего музыкального мира, страною, которая снабжала всю Европу великими композициями и музыкантами (капельмейстерами и пр.). Н. довели искусство многоголосного сочинения до высшей утонченности имитационного стиля (См. Имитация, Канон, Контрапункт). Если бы музыка – как думают некоторые – действительно представляла собой только архитектонику в движении, прекрасную игру арабесками и ничего более – то можно было бы сказать. что н. ш. достигла высшего идеала в музыке. Но истинная природа музыки невольно сказывается и в сочинениях нидерландцев: они не талько поражают искусными комбинациями, но не лишены способности вызвать и более теплое чувство. Тем не менее, сделать музыку настоящим "языком души" суждено было только итальянцам и немцам, которые научились применять в виде средства. – правда, весьма действительного, – то, в чем н. ш. видела самодовлеющую и конечную цель своих стремлений. Н. ш является настоящею представительницей средних веков в истории музыки, хотя по времени она захватывает эпоху несколько позже средних веков. Отрицание всего субъективного, как следствие провозглашения церковной догмы, находит себе отражение в полифонии н. ш-ы: стремясь создать четыре и более самостоятельных голосов, нидерландцы не давали настоящей свободы ни одному из них. Эта музыка представляет собой, поэтому, в некотором отношении шаг назад по сравнению со свободной мелодией эпохи древней гомофонии и даже по сравнен. с музыкой миннезингеров и трубадуров; но вместе с тем она составляет все-таки неизбежную переходную стадию к современной музыке, которая одновременно и гомофонна и полифонна, а именно к мелодии, доведенной до высшей степени выразительности при помощи гармонии. Освобождение мелодии из оков подавлявшей ее у нидерландцев полифонии составляет заслугу итальянцев, а углубление ее посредством развития новой полифонии, подчиняющейся мелодии, – заслугу немцев. Различают три фазиса в нидерландской музыке: 1) период (переводящий из Англии в Нидерланды) окончательного установления правил музык. сочинения и выработки настоящего контрапункта; представители его: Беншуа, Дюфэ, Бюнуа и их современники (первая нидерландская школа, 1425–1475); 2) период развития и процветания искусства имитации (2-я нидерландская школа, 1475–1525); во главе его стоит Окегем, затем Гобрехт, Жоскен Депре, Ларю, Брумель, Орто, Пипелар, Февен, Гомберт, Дюся, Климент non papa и пр.; 3) период реакции, образование Н-ми школ в. Италии и возрождение нидерландского искусства в лице итальянских композиторов: Вилларта, Аркадельта, Лассо, Палестрины, Габриеля (1525–1600).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • Нидерландская школа — Нидерландская школа, предпочтительно франко фламандская школа термин для обозначения группы композиторов французского (валлонского) и фламандского происхождения родом из южных областей Исторических Нидерландов Эно, Брабанта и Фландрии, работавших …   Википедия

  • НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА — (бургундская, фламандская, франко фламандская школа), направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории исторических Нидерландов. Главные представители: Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. С Нидерландской школой связан …   Современная энциклопедия

  • НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА — (франко фламандская школа) направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т. н. строгого стиля. Представители. Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Нидерландская школа — (бургундская, фламандская, франко фламандская школа), направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории исторических Нидерландов. Главные представители: Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. С Нидерландской школой связан …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • нидерландская школа — (франко фламандская школа), направление в музыке XV XVI вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии так называемого строгого стиля. Представители  Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт …   Энциклопедический словарь

  • Нидерландская школа —         ведущее творч. направление в вок. хор. полифонии 15 16 вв. Сложилось в Нидерландах (исторических; объединяли совр. Нидерланды, Бельгию, Сев. Вост. Францию и Люксембург); II. ш. наз. также бургундской и фламандской, франко фламандской. Н.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Нидерландская школа —         творческое направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических и распространившееся в странах Западной Европы (другие название франко фламандская, бургундская и фламандская). Ведущая композиторская школа… …   Большая советская энциклопедия

  • Нидерландская школа — (1400 1600) группа композиторов, в среде которой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация, канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции венецианскую. Представитель Н. школы первого периода Дюфе (начало XV ст.),… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нидерландская школа — (1400 1600) группа композиторов, в среде которой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация, канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции венецианскую. Представитель Н. школы первого периода Дюфе (начало XV ст.),… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нидерландская — школа (1400 1600) группа композиторов, в средекоторой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация,канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции венецианскую. Представитель Н. школы первого периода Дюфе (начало XVст.),… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»